FabFilter Pro-C 2 — это высококачественный многофункциональный компрессор, который предлагает широкий спектр возможностей для обработки звука. С коммуникабельным интерфейсом и обширным набором функций, Pro-C 2 становится первоочередным выбором для звукоинженеров и продюсеров. В этой статье мы подробно рассмотрим его функции, интерфейс, режимы работы и советы по использованию.
- 1. Установка и запуск FabFilter Pro-C 2.
- 1.1. Скачивание и установка
- 2. Интерфейс плагина.
- 2.1. Общая структура
- 2.2. Основные элементы интерфейса. Динамические параметры.
- 2.3. Стили сжатия в Pro-C 2.
- 2.4. FabFilter Pro-C Временные параметры.
- 3. Режимы Sidechain.
- 4. FabFilter Pro-C: Оверсэмплинг.
- 5. Советы по использованию FabFilter Pro-C 2.
- Заключение
1. Установка и запуск FabFilter Pro-C 2.
1.1. Скачивание и установка
- Загрузите инсталлятор с официального сайта FabFilter.
- Установите плагин, следуя инструкциям инсталлятора.
- Активируйте плагин с помощью лицензии, которую можно получить после покупки.
- Запустите свою DAW и добавьте Pro-C 2 на нужный трек или качестве мастер-эффекта.
2. Интерфейс плагина.
2.1. Общая структура
Вкратце интерфейс Pro-C 2 очень интуитивен и управляется с помощью следующих элементов:
Графическое отображение: Динамика обработки отображается в реальном времени, что позволяет легко отслеживать, как компрессор реагирует на входящий сигнал.
Параметры управления: расположены в центральной и нижней части интерфейса и включают все важные параметры.
Уровень сигналов: В правой части экрана отображается уровень входного и выходного сигнала, а также степень компрессии.
2.2. Основные элементы интерфейса. Динамические параметры.
- Threshold (Порог): Устанавливает уровень, при котором начинает работать компрессор. Значение ниже нуля означает, что компрессор будет реагировать на сигнал выше данного порога.
- Наушники: С помощью кнопки (прослушивание запускающего сигнала), расположенной в верхней левой части кнопки Threshold, у вас есть возможность прослушать, какие именно звуковые элементы активируют Pro-C 2 и как происходит сжатие. Это позволит вам определить оптимальный порог, чтобы Pro-C 2 мог захватывать нужные пики.
- Knee (Колено) — этот параметр определяет «округление» сжатия вокруг установленного порога. Значение может колебаться от 0 дБ (жесткое колено) до 72 дБ (мягкое колено). Применение мягкого колена позволяет сделать сжатие более плавным и незаметным. При очень мягких настройках колена (>60 дБ), в сочетании с быстрой настройкой Attack, можно добиться эффекта насыщения (сатурации).
- Ratio (Коэффициент сжатия): Определяет степень компрессии. Значения могут варьироваться от 1:1 (нет сжатия) до 100:1 (ограничение).
- Range (Диапазон): Ограничивает максимальную степень подавления, которая может быть применена. Это стоит сравнить с ползунком Ratio, который масштабирует динамическое поведение компрессора.
2.3. Стили сжатия в Pro-C 2.
Меню «Style» (стиль) позволяет выбрать тип сжатия в Pro-C 2, который предлагает восемь различных стилей, каждый из которых обладает уникальными характеристиками:
- Clean (чистый): универсальный стиль с низким уровнем искажения, использующий feedforward, является программно-зависимым (оригинальная версия из Pro-C v1).
- Classic (классический): винтажный стиль с feedback, характеризуется высокой зависимостью от программы (оригинал из Pro-C v1).
- Opto: отличается сравнительно медленным и мягким коленом, представляет собой более линейный оптический стиль (также из Pro-C v1).
- Vocal (вокал): разработан для эффективного выделения вокала в миксе. Алгоритм автоматически настраивает параметры колена и соотношения, что делает процесс сжатия вокала простым — достаточно выбрать нужный порог.
- Mastering (мастеринг): ориентирован на максимальную прозрачность, обеспечивая минимальные гармонические искажения, при этом он способен обрабатывать быстрые транзиенты.
- Bus (шина): идеально подходит для обработки групповых каналов и для создания приятного склеивания в ударах, миксах или композициях.
- Punch (панч): традиционное аналоговое сжатие, которое отлично звучит на различных треках.
- Pumping (кач): обеспечивает глубокий и мощный эффект кача, идеально подходит для обработки ударных и в EDM.
2.4. FabFilter Pro-C Временные параметры.
- Attack (Время атаки): Устанавливает, как быстро компрессор начнет реагировать на входящий сигнал после того, как он превысит порог. Быстрое время атаки (менее 10 мс) подходит для работы с ударными, в то время как медленное (более 30 мс) может помочь сохранить естественность звучания.
- Lookahead (предварительный просмотр): Этот параметр задает временной интервал, который Pro-C 2 будет использовать для предсказания пиков звукового сигнала. Использование небольшого значения Lookahead поможет сохранить транзиенты, обеспечивая более прозрачное подавление. Поскольку Lookahead добавляет задержку, вы можете включать или отключать его в глобальных настройках в нижней панеле.
- Release (Время восстановления): Определяет, как быстро компрессор перестанет работать после снижения сигнала ниже порога. Длительное время релиза может создать музыкальный «поток».
- Auto Release (Автоматическое восстановление) — активация функции интеллектуального восстановления осуществляется с помощью кнопки AUTO, расположенной рядом с регулятором RELEASE. Включив эту опцию, компрессор автоматически настраивает время восстановления в зависимости от текущего уровня подавления. Таким образом, создается адаптивный подход к восстановлению, зависящий от обрабатываемого материала. При использовании функции автоматического восстановления, ручка Release определяет общий эффект времени работы автоматического восстановления.
- Hold (удержание): Этот параметр определяет, как долго будут сохраняться пики подавления. Установка короткого времени удержания может улучшить прозрачность обработки, в то время как более длительное удержание может создать хорошие эффекты пульсации.
- Gain (Компенсация уровня): Позволяет увеличить выходной уровень после сжатия, чтобы компенсировать потерю громкости.
- Wet Gain (усиление обработанного сигнала): Этот параметр настраивает уровень сигнала после его сжатия, что позволяет компенсировать потерю громкости, вызванную работой компрессора. Регулятор панорамирования, расположенный вокруг ручки Wet Gain, управляет балансом между мид- и сайд-составляющими. Это особенно полезно, если вы хотите применить усиление после сжатия только к мид или только к сайд-составляющим.
- Auto Gain (автоматическое усиление): Когда активирована функция автоматического усиления (с помощью кнопки AUTO, расположенной рядом с GAIN), к обрабатываемому сигналу применяется автоматическое усиление в зависимости от текущих настроек таких параметров, как Threshold (порог), Ratio (соотношение), Knee (колено) и Attack (атакующая часть). Эта функция позволяет поддерживать уровень слышимости звука неизменным в процессе настройки других элементов управления. Алгоритм Auto Gain учитывает только обработку в мид или сайд составляющей. Например, если вы сжимаете 100% сигнала в мид, Auto Gain будет применять усиление к мид сигналу, оставляя сайд сигнал необработанным.
Обратите внимание, что алгоритм автоматического усиления не измеряет громкость для выбора необходимого уровня усиления. Он делает это на основе логического предположения, поэтому в некоторых случаях вам будет необходимо вручную отрегулировать уровень выходного сигнала.
- Dry Gain (усиление сухого сигнала): этот параметр управляет количеством несжатого (сухого) сигнала на входе. Это называется параллельной компрессией, в которой сохраняется динамика сухого сигнала, а сжатый сигнал добавляет текстуру и объем к общему звучанию. Преимущество такого подхода заключается в возможности усилить звук именно там, где это необходимо, без риска перегрузки пиковых транзиентов.
- Input Level/Pan и Output Level/Pan: Устанавливает окончательный уровень входного и выходного сигнала, как для левого, так и для правого канала. Настройки в правом нижнем углу.
- Global Bypass (глобальный обход) — это функция, расположенная слева от элемента «Mix», которая обходит все плагины. Несмотря на то, что большинство хост-систем уже предлагает возможность обхода плагинов, наша внутренняя глобальная функция обеспечивает точную компенсацию задержек, связанных с плагинами, а также плавный обход без слышимых щелчков. При активации обхода экран гаснет, и красный индикатор загорается на самой кнопке обхода. Кроме того, верхняя часть кнопки в нижней панели также выделяется красным цветом.
- Mix (смешивание), эта функция позволяет комбинировать сухие и обработанные сигналы, регулируя общее динамическое и статическое изменение усиления. Ползунок Mix имеет диапазон от 0% до 200%, что дает возможность не только уменьшать, но и увеличивать общую степень обработки.
3. Режимы Sidechain.
Sidechain: Позволяет использовать внешний сигнал для управления компрессированной обработкой. Это может быть полезно для создания «дуэли» между инструментами.
- Кнопки In/Ext: Предлагают выбор между внутренними и внешними входами боковой цепи. С помощью этих кнопок вы можете выбрать источники, что позволяет гибко управлять обработкой сигнала в зависимости от потребностей конкретной ситуации.
- Кнопка Audition: Позволяет прослушивать фильтрованный и стерео связанный сигнал, который будет использоваться для запуска сжатия. С помощью этой функции вы можете легко включать или отключать режим прослушивания одним щелчком мыши. Однако если вы хотите временно прослушать запускающий сигнал, вы можете нажать и удерживать кнопку. Это особенно полезно для точной настройки параметров сжатия и анализа изменения звучания при различных настройках.
- Ползунок Stereo Link: Устанавливает уровень стерео связи для входящего сигнала боковой цепи. Он также позволяет выбрать между нормальной стерео обработкой и обработкой только по мид или сайд составляющей.
Первая половина диапазона ползунка устанавливает стерео связь от 0% (полностью отключена, что означает, что каналы обрабатываются независимо) до 100% (полностью связаны. Что приводит к одинаковому подавлению в обоих каналах). Когда ползунок начинает перемещаться дальше вправо, Pro-C 2 переключается на обработку только мид-сигнала (монофонического контента обрабатываемого звука) или только сайд-сигнала (стереофонического контента обрабатываемого звука).
Используя небольшую кнопку Stereo Link Mode, расположенную в левой нижней части слайдера Stereo Link, вы можете выбрать один из четырех вариантов:
- Mid: Эта настройка позволяет сосредоточить сжатие только на мид-сигнале, что обычно включает вокалы, басы и другие инструменты, расположенные в центре стерео картины. Это позволяет создать плотный и четкий звук в центре, сохраняя при этом ширину стерео.
- Side: При выборе этой опции сжатие будет применяться исключительно к сайд-сигналу. Это может быть полезно для придания атмосферы песне, позволяя внешним инструментам и эффектам звучать более далеко и просторно. С помощью этого подхода можно подчеркнуть стереофоническое пространство, не затрагивая мид-сигналы.
- M>S: С этой настройкой обработка запускается от мид-сигнала, но сама компрессия применяется к сайд-сигналу. Это может быть полезно, если вы хотите сохранить чистоту мид-сигнала, при этом контролируя уровни сайд-составляющих и предотвращая переусердствование с обработкой внешних элементов.
- S>M: В этом режиме сжатие активируется от сайд-сигнала, но применяется исключительно к мид-сигналу. Это может помочь в контроле и управлении динамикой центра, даже если основные триггеры происходят от сайд-сигнала.
Использование этой техники действительно позволяет сохранить качество звука и создать более профессиональное звучание. Возможность прослушивания через кнопку Audition помогает оперативно обобщить и оценить влияние настроек на общий звук. Это дает звукорежиссерам возможность тестировать различные комбинации и настройки в реальном времени, и обеспечивает быстрый доступ к кастомизации звучания.
Таким образом, опытный звукорежиссер может воспользоваться всеми преимуществами обработки M/S, чтобы добиться действительно уникального и качественного звучания.
4. FabFilter Pro-C: Оверсэмплинг.
Динамические алгоритмы часто требуют быстрого изменения звука при редактировании коэффициента усиления. Такие резкие изменения могут вызывать небольшое количество алиасинга. Что приводит к искажениям и, как правило, снижает качество аудиосигнала.
Оверсэмплинг — это метод, позволяющий уменьшить алиасинг, производя внутреннюю обработку на частоте дискретизации, которая в два-три раза выше, чем частота дискретизации в вашей DAW.
Когда использовать оверсэмплинг?
Оверсэмплинг особенно полезен в случаях, когда компрессия применяется агрессивно и явно. Это часто происходит при настройках с низкими значениями Attack и Release, а также высокими значениями Ratio и Range. Следует учитывать, что использование оверсэмплинга увеличивает нагрузку на процессор. И добавляет небольшую задержку.
5. Советы по использованию FabFilter Pro-C 2.
Начинайте сThreshold: Установите порог на уровне, где вы чувствуете, что компрессор начинает работать, но не чрезмерно подавляет сигнал.
Экспериментируйте с Attack и Release: Подбор правильных временных значений может изменить характер звучания. Попробуйте сочетать разные настройки, чтобы добиться желаемого эффекта.
Используйте Wet Gain (Auto Gain): Не забывайте компенсировать уровня после обработки, чтобы сохранить общую громкость сигнала.
Слушайте в контексте: Всегда проверяйте настройки компрессии в контексте всего трека, а не только изолированно, чтобы убедиться, что компрессор работает гармонично с другими инструментами.
Применяйте Sidechain: Использование внешнего сигнала для управления компрессией — это мощный инструмент для создания пространства в миксе.
Заключение
FabFilter Pro-C 2 — это универсальный и мощный компрессор, который может удовлетворить потребности как новичка, так и опытного звукорежиссера. С его множеством режимов, параметров и интуитивно понятным интерфейсом, вы сможете добиться профессиональных результатов в обработке звука. Экспериментируйте с различными настройками и режимами, чтобы найти тот звук, который идеально подходит вашему проекту.