Эта рубрика будет состоять из музыкальных терминов которые часто встречаются в музыкальной индустрии с их подробными описаниями. На данный момент не многие еще знают, что такое, например, компрессор и для чего он нужен. Понимание терминов более-менее облегчают создание ваших минусов, так как вы будете знать, что вам нужно применить дальше. Она будет пополняться время от времени.
Справочник по музыкальным терминам и их расшифровка:
A
- Ace (продукт u-he) Any Cable Everywhere – компактный модульный синтезатор.
- Ac bias — добавление ВЧ переменного тока для повышения верности магнито- фонных записей
- aES — Сообщество звукорежиссеров.
- Aliasing — уродливые искажения, вызванные ограничениями разрешения в цифровых системах.
- Amplitude — уровень сигнала.
- Asperity — неровность или несовершенство (поверхности ленты).
- Attenuate — уменьшение уровня сигнала.
- A-weight(ed) — компенсационное смещение измерителей, в соответствии с восприятием громкости ухом.
- Алиасинг, наложение — в статистике, обработке сигналов и смежных дисциплинах эффект, приводящий к наложению, неразличимости различных непрерывных сигналов при их дискретизации. Алиасинг — одна из главных проблем при аналого-цифровом преобразовании видео и аудиосигналов. Неправильная дискретизация аналогового сигнала приводит к тому, что высокочастотные его составляющие накладываются на низкочастотные, в результате чего восстановление сигнала во времени приводит к его искажениям. Для предотвращения этого эффекта частота дискретизации должна быть достаточно высокой и сигнал должен быть надлежащим образом отфильтрован перед оцифровкой.
- Амплитудно-частотная характеристика — это зависимость амплитуды выходного сигнала от частоты.
B
- Beats и bars — это музыкальный интервал времени в треке.
- Bazille — (продукт u-he) основанный на PD и FM модульный синтезатор.
- Bias — сдвиг / сдвиг путем добавления – смотрите AC Bias, DC Bias.
C
- Compander — пара компрессор / экспандер.
- Compressor — (означает сжимать, сдавливать), устройство, сокращающее динамический диапазон аудио сигнала. Иными словами компрессор нужен для уменьшения звукового сигнала между самыми громкими и тихими звуками, тем самым нормализуя звуковую дорожку и делая звук приятнее на слух. Он используется при сведении и мастеринге.
- Crosstalk — взаимопроникновение соседних дорожек / каналов (перекрестные помехи).
- Cutoff — (фильтра) пороговая частот, выше и / или ниже которой начинается ослабление или усиление сигнала.
D
- dB — (децибел) часто цитируемая единица усиления / ослабления сигнала.
- dBFS — (децибел полной шкалы) уровни дБ в системах с определенным максимальным уровнем.
- dc bias — (на ленте, устаревшее) добавление постоянного тока к записываемому сигналу.
- Default — значение до вмешательства пользователя или разумная отправная точка.
- De-Esser — компрессирует область высоких частот от заданного значения. Помогает от режущих шипящих звуков.
- De-Popper — компрессирует область низких частот до заданого значения. Помогает от дефектов с взрывными согласными (П/Б).
- Dynamic range — промежуток / разница между самыми тихими и самыми громкими участками сигнала.
- Delay — (на рус. дилеи) это инструмент для создания эффекта задержки звукового сигнала, после чего создается эффект эхо. Применяется при сведении.
- Dithering — ( на рус. дизеринг, дитеринг) (от старо английского didderen — дрожать) — при обработке цифровых сигналов представляет собой подмешивание в первичный сигнал псевдослучайного шума со специально подобранным спектром. Применяется при обработке цифрового звука, видео и графической информации для уменьшения негативного эффекта от квантования.
E
- Electromagnetic — взаимосвязь между электрическими токами и магнитными полями.
- Erase head — головка магнитофона, удаляющая предыдущие записи / намагниченность.
- Expander — устройство, которое увеличивает динамический диапазон аудио сигнала.
- Equalizer – (сокращенно EQ, на рус. эквалайзер) это устройство или компьютерная программа которая позволяет регулировать тембр аудио сигнала через амплитуды его частотных характеристик. То есть с помощью эквалайзера вы можете управлять частотными составляющими аудио сигнала, тем самым корректировать громкость сигнала в зависимости от высоты звука, а также срезать шумы в аудио сигнале. Его применяют при сведении и мастеринге.
F
- Fidelity — (аудио) степень сходства с оригинальным сигналом.
- Flange — (эффект) резкая развертка отмены / повышения частот.
- Flutter — часто нерегулярные, быстрые изменения свойств сигнала (амплитуды, фазы, частоты), вызванные механическими несовершенствами магнитофонов. Смотрите wow.
- Frequency — скорость вибрации аудио сигнала.
- Frequency response — амплитудная верность по всему диапазону частот.
G
- Gain — увеличение громкости.
- Gap width — размер зазора головки.
- Gap loss — снижение верности, происходящее в зазоре головки.
- Gate — заглушает значения ниже выставленного порога.
- GUI — графический пользовательский интерфейс.
H
- Harmonic distortion — обертоны, кратные частотам сигнала.
- Headroom — маржа до превышения возможностей системы.
- Head bump — низкочастотный резонанс, вызванный физическими атрибутами воспроизводящей головки.
- Head gap — небольшое пространство между двумя магнитными полюсами магнитной головки.
- HF — высокие частоты.
- Hiss — ВЧ шум, вызванный случайной магнитной ориентацией частиц на ленте.
- Hz — (Герц, циклов в секунду) стандартная единица измерения частоты.
I
- IEC/CCIR — стандарт EQ для ленты – International Electrotechnical Commission / Comité Consultatif International Radiotélécommunique.
- Interpolation (интерполяция) – это процесс построения гладкой кривой из дискретного сигнала путем добавления промежуточных значений в исходный сигнал. Интерполяция производится при цифрово-аналоговом преобразовании. Также интерполяция применяется для изменения скорости воспроизведения звука и для изменения частоты дискретизации.
- IPS — (дюймов в секунду) стандартная единица измерения скорости ленты.
J
- Junk — (в Satin) пресет становится невидимым в браузере, но не удаляется.
K
L
- Linear — по прямой.
- LF — низкие частоты.
- LFO — генератор низких частот.
- Lowpass filter — электронная схема, позволяющая частотам ниже определенного порога быть пропущенными, в то время как частоты выше порога ослабляются.
- Loops — (лупы) в музыке означает нарезанную мелодию которая циклично повторяется через определенное количество времени. Они могут состоять из разных инструментов, как ударных так и других музыкальных инструментов.
- Limiter – (лимитер означает ограничитель), он нужен для предотвращения всплеска уровня пиков т.е. нужен чтобы убрать перегрузки звукового сигнала. Также его можно использовать для повышения уровня звукового сигнала и поэтому его часто путают с максимайзером. Его используют при сведении и мастеринге.
M
- Make-up — увеличение коэффициента усиления выходного сигнала для компенсации потерь обработки.
- Modular — состоящий из дискретных, соединяемых единиц.
- Modulation — регулируемое значение параметра от управляющего сигнала.
- Mod — короткое обозначение modulation.
- Maximus – (на рус. максимайзер ) это электронное или цифровое устройство для динамической обработки, которое нужно для повышения звукового сигнала, а т.е. он делает звук громче, не допуская клиппинга. Его используют при мастеринге.
- Многополосная компрессия – это один из способов сжатия, который позволяет настроить ширину каждой полосы, время отклика, обеспечить сжатие, расширение, или эквализацию каждой отдельной полосы с гораздо меньшими искажениями. Применяется при мастеринге.
N
- NAB — (National Association of Broadcasters) стандарт EQ для ленты.
- NR — подавление шума.
O
- Oversampling — процесс дискретизации сигнала на частоте большей, чем в два раза от самой высокой частоты в сигнале, который ослабляет артефакты сглаживания.
P
- Pitch shifting – процесс изменения высоты тона звука без изменения его скорости.
- Parameter — измеримый фактор системы, как правило, регулируемый пользователем.
- Pre-emphasis EQ — применяемая до записывающей головки, чтобы компенсировать неблагоприятные последствия, порожденные последующими частями системы.
- Pre-magnetization — смотрите bias.
R
- Repro head — воспроизводящая головка магнитофона.
- Resonance — усиление определенных частот, вызванных колебаниями в системе (например, head bump).
- RMS — (Root Mean Square) стандартное среднее статистическое любой изменяющейся величины.
- Reeverb – (на рус. ревербирация) это эффект помещения. Его используют для создания объемности звука. Применение этого эффекта позволяет звуку отражаться от стен как в реальном помещении тем самым звук становиться насыщенным и объемным. Применяется при сведении.
- Рендеринг (англ. rendering) — процесс преобразования проекта какой-либо DAW в готовый аудиофайл. Соответственно рендер (render) — сам созданный файл. Рендеринг бывает нескольких типов:
- Realtime (онлайн-рендеринг). Практически не используется. Файл сохранялся на диск со скоростью воспроизведения, если в определенный момент компьютер не справлялся с обработками — происходила ошибка и рендеринг прерывался; по большому счету это просто воспроизведение проекта, записываемое на диск. Единственный сомнительный плюс состоит в том, что трек подвергается дополнительной отслушке на проблемы.
- Оффлайн-рендеринг. Компьютер обрабатывает столько материала, сколько успевает, способен работать как медленнее скорости материала, так и быстрее, что полностью использует ресурсы и экономит время.
S
- Saturation — (эффект ленты) сочетание компрессии, искажений и окрашивания, вызванное неотъемлемыми свойствами магнитофонов и создающее особую «теплоту» магнитофонных записей.
- Студийный монитор — это акустическая система с небольшой мощностью но с идеально гладкой АЧХ (амплитудно-частотной характеристикой), созданная для контроля баланса между инструментами, и качества исполнения.
- Synthesizer – (на рус. синтезатор) это цифровой или электронный музыкальный инструмент, создающий синтезирующий звук при помощи генераторов звуковых волн. Требуемое звучание может быть достигнуто при помощи изменения параметров электрического сигнала у аналоговых синтезаторов, или же изменение настроек таких как осциллирование, фильтрации, модуляции и т.д. у цифровых синтезаторов. Их используют при написании музыки.
- Слайдер (он же фэйдер) — это регулятор, который регулируется верх или вниз.
- Шум — атональный произвольный звук. Различают следующие виды шумов:
- Белый шум. Шум, в котором появление любой частоты в следующий момент времени равновероятно, из-за чего белый шум занимает весь частотный спектр. Наиболее похож на шум водопада.
- Розовый шум. Шум со спадом интенсивности 3 дБ на октаву, что делает его более мягким для слуха, благодаря чему розовый шум часто применяется в качестве тестового тона.
- Красный шум. Шум со спадом интенсивности 6 дБ на октаву.
- Синий шум. Обратен розовому шуму — представляет собой шум с возрастанием интенсивности 3 дБ на октаву.
- Фиолетовый шум. Обратен красному шуму — представляет собой шум с возрастанием интенсивности 6 дБ на октаву.
- Серый шум. Представляет собой шум, который звучит одинаково громко для человека на всех частотах и состоит из сложенных между собой красного и фиолетового шумов.
T
- Time Stretching – процесс изменения скорости звука (BPM) без изменения высоты его тона.
- Threshold — значение выше или ниже которого начинается обработка сигнала.
- Transients — высокоамплитудные, кратковременные компоненты сигнала.
- Treble — альтернативное обозначение высоких частот.
- Tempo — (на рус. темп означает время) это скорость и характер исполнения музыки. Чем выше темп тем быстрее будут проигрываться ноты в piano rolle, ну и сама музыкальная композиция будет играть быстрее соответственно.
- Timbre — (на рус. тембр ) специфическое качество, характерная окраска звука голоса или инструмента.
- Транспонирование — перемещение ноты созвучия или мелодии на октаву вверх или вниз
U
- Uhbik — (продукты u-he) эффекты, доступные либо как пакет плагинов, либо как отдельные стойки-расширения (RE) для Propellerhead Reason.
V
- VU meter — стандартизированный измеритель, используемый для мониторинга уровней аудиосигнала.
- VST plugin — это модуль эффектов для повышения качества звука, изменения характеристик и т.д.
- VSTi plugin — плагин синтезатор (инструмент).
W
- Wow — достаточно регулярное, медленное изменение скорости ленты, вызванное механическим несовершенством магнитофонов. Смотрите flutter.
X
Y
Z