Приветствую уважаемые читатели блога BigSong.ru. В этой части урока мы рассмотрим что такое ключи, такт, нотный стан и расположение нот на нотном стане.
Нотный стан. Он представляет собой 5 горизонтальных нотных линий, где выставляются ноты и другие знаки нотного письма. Нумерация происходит снизу вверх.
Такт. Эти пять нотных линий разделяются на такты при помощи вертикальных палочек. Один такт располагается между двумя вертикальными линиями. Нумерация тактов происходит с первого и далее слева направо. Чуть ниже рассмотрим сам смысл этих тактов, но а пока на рисунке ниже вы можете увидеть пример 5 тактов.
Размер произведения. У каждого произведения в начале обязательно указывается размер, в котором написано это произведение. Он указывается 2 цифрами, как показано на рисунке ниже. Верхняя цифра указывает, сколько нот такой длительности составляют суммарную длительность такта, ну а нижняя говорит о длительности ноты.
Чтобы было понятнее, опишу подробнее, как читается данный размер произведения. Читается он так: четыре четверти, что означает: во всех тактах суммарная длительность всех пауз и нот будет равняться длительности, что составляют 4 ноты и каждая из которых по длительности в четверть. На примере ниже вы увидите что в каждом такте длительность суммарная равняется именно четырём четвертям.
Тут перед нами 2 такта. 1-й такт (слева) содержит четыре ноты, длительность каждой будет ровно четверть. Здесь все просто. Давайте посмотрим 2-й такт: он содержит (смотрим слева направо): четверть, четверть, две восьмых (получается четверть) и 4 шестнадцатых (тоже составляют четверть) нот. В итоге суммарная длительность — четыре четверти.
Узнаем расположение нот на нотном стане. Вообще ноты пишутся на линиях нотного стана, между линий или если линий не хватает, можно использовать дополнительные линии как снизу, так и сверху. Для того чтобы ноты были расположены более компактно по высоте, штили нужно рисовать следующим образом: если нота находится ниже средней линии нотного стана, то тогда штиль направляют вверх (и изображают справа от ноты).
Но если же нота находится на средней линии или выше — то штиль направляют вниз (и изображают его слева от ноты). Чтобы группа нот выглядела более дружной в группах нот частенько отходят от этого правила. Ниже приведен пример:
Ключ – это необходимый элемент нотного письма. Он определяет расположение нот на нотном стане. Ключ нужен для того чтобы указать размещение одной из нот, от которой впоследствии отсчитываются все остальные ноты. В данный момент существует несколько видов ключей, но сейчас мы рассмотрим 2 основных ключа, что используется для фортепианной музыки – это басовый ключ и скрипичный ключ.
Скрипичный Ключ. Он указывает положение ноты Соль первой октавы:
Здесь обратите свое внимание на красную линию нотного стана. Ключ её охватывает своим завитком. Вот этим ключ показывает местоположение ноты соль первой октавы. Для полной картины мы изобразили на нотном стане ноту. Эта нота находится на красной линии (что обвивает ключ), значит эта нота — соль.
Все последущие ноты будут изображаться с учётом обозначенной ключом ноты. Мы помним порядок основных ступеней: до- ре- ми- фа- соль- ля- си. Теперь давайте разместим эти ноты с учётом места ноты соль:
Выше на рисунке мы изобразили ноты от до (это самая первая нота, что находится внизу на дополнительной линии) до си (на центральной линии). Последний символ — это пауза.
Басовый Ключ. Показывает расположение ноты Фа малой октавы. Его изображение напоминает запятую, ну а кружок указывает линию ноты фа. Эту линию мы снова показали красным цветом:
Также приведём пример расположения нот на нотном стане с басовым ключом Фа до- ре- ми- (вверх от линии) фа- соль- ля- си (вниз от линии):
Подведем итоги 3 части. Сегодня мы узнали, что такое нотный стан, как должны располагаться на нём ноты, узнали, что такое такт и про 2 основных ключа: Басовый ключ Фа, Скрипичный ключ Соль.
Спасибо,очень помогли =)
До нот в европейской музыке использовались особые знаки — невмы. Современная музыкальная нотация восходит к трудам Гвидо д’Ареццо первой половины XI века, который начал записывать ноты на четырёхлинейном нотном стане. Впоследствии система дорабатывалась (добавилась пятая линейка, изменился внешний вид нот и ключи и т. д.), и в современном виде она существует с XVII века. Около 1700 года немецкий ученый и музыкант Андреас Веркмейстер предложил логарифмически равномерную двенадцатитоновую музыкальную шкалу и изготовил фортепиано, настроенное в соответствии с ней.
Во времена зарождения с помощью нот могли быть записаны только высоты звуков, но не ритм; в периоды ранней мензуральной (XIII век), «чёрной» мензуральной (XIV век) и «белой» мензуральной (XV, XVI века) нотаций развивалась в основном эта составляющая записи музыки.
Спасибо за историческую хронику, интересно
спасибо за информацию много чего полезного узнал для себя из этой статьи и с этого сайта мне очень это помогло
Есть отличное приложение-тренажёр (для смартфонов) для изучения нот: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.elenakozachenko.musictutor