Нотная грамота (часть 1). Свойства звука, тон и полутон, октава

октава УРОКИ НА ПИАНИНО

Приветствую уважаемые читатели блога BigSong.ru. В этой части урока мы рассмотрим что такое свойства звука, ступени звукоряда, звукоряд, тон и полутон и октава. В первой части нашего курса вы узнаете много теоретической информации. Ваша задача будет, состоят не в том что бы запомнить все что написано, а уловить суть того что написано.Свойства звука. По сути все окружающие звуки делятся на шумовые и музыкальные.

Шумовые звуки – это звук ветра, треск деревьев ну и т.д. Такие звуки в музыке не используются.

Музыкальные звуки характеризуются следующими свойствами: это высота, тембр и громкость. Рассмотрим каждый из них.

  • Высота звука. По определению можно понять следующее: » что высота звука зависит от частоты колебания вибрирующего тела, такие как (голосовые связки, струна и т.д.). Чем чаще будет колебания, тем выше будет звук». Это определение высказывается в физике, просто так проще объяснить. Вот, например: у баса низкие частоты, ну а у скрипки высокие частоты.
  • Тембр звука. Тембр звука определяется на слух. То есть, когда вы услышали мягкий звук, густой, резкий или звенящий – это все будет обусловлено тембром звука. Например: Вы сможете всегда отличить звук фортепиано от гитары, так как каждому инструменту присуща своя окраска звука, т.е. свой тембр.
  • Громкость звука. Здесь даже нету необходимости объяснять, я думаю и так всё понятно.

Длительность звука. Это одно из главных свойств звука с точки зрения музыки. Пока просто возьмите себе на заметку, ну а в дальнейшем мы еще будем об этом писать.

Звукоряд. В основе музыкальной системы создан ряд звуков. Этих звуков ровно 88 (для фортепиано). Их расположения состоят в порядке возрастания высоты звука. От самых низких нот до самых высоких нот. Вот это расположение звуков по высоте нот назвали звукорядом.

Ступень звукоряда. У каждого звука своя ступень звукоряда. Как лестница: 88 ступенек вверх. Но существует всего 7 основных ступеней звукоряда, у которых есть самостоятельные названия: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Также есть еще пять производных ступеней, у которых нет своих названий, они образуют их путем прибавления к ним суффиксов –бемоль или –диез.

На клавиатуре пианино звуки из основных ступеней будут извлекаться после нажатия на белые клавиши, а производные — на черные. Почему — подумаете вы — Ведь если в звукоряд входят 88 звуков, но ступеней основных и производных всего 12? Здесь нету ничего странного, так как все ступени последовательно повторяются через одинаковый интервал, называемой октавой.

В основном в музыке используется буквенное обозначение ступеней. Каждому названию ступени соответствует определенная буква латинского алфавита: это до=C, ре=D, ми=E, фа=F, соль=G, ля=A, си=В. Раньше вместо ноты си использовалась си-бемоль, и имела обозначение «B». Звукоряд начинался со звука ля и выглядел так: ля, си-бемоль, до, ре, ми, фа, соль. В таком случае ступени обозначались так: A, B, C, D, E, F, G. Используйте эту историческую заметку — чтобы проще было запомнить названия ступеней.

Если при буквенном обозначении нот нужно показать октаву, которой принадлежит нота, то делают это следующим образом: указывают ноту и цифру рядом с ней. Для контроктавы, субконтроктавы и большой октавы нота будет обозначаться большой буквой, для остальных октав — маленькой. Цифры выставляют следующим образом:

  • Субконтроктавы обозначают цифру 2 ниже названия ноты, т.е.: A2 (ля субконтроктавы).
  • Контроктавы обозначают цифрой 1 ниже названия ноты, т.е. A1 (ля контроктавы) называют: D (ре большой октавы).
  • Для маленькой октавы цифру не указывают: d (ре малой октавы). Для всех остальных октав цифра (номер октавы) указывается сверху: e1 (ми первой октавы), g2 (соль второй октавы) и так далее.

Иногда вместо цифр ставят чёрточки. Количество чёрточек будет соответствовать заменяемой цифре (если например, заменяем, цифру 2, то чёрточек должно быть тоже две). Чёрточки располагают (сверху ноты, или под нотой) так же, как цифры (если же цифра стояла внизу, то чёрточка тоже рисуется внизу). Например, фа контроктавы можно обозначить так: F.

Октава. Это промежуток расстояния между соседствующими звуками ступеней с одинаковыми названиями. То есть: между соседними двумя звуками до — ровно октава, между двумя соседними ми — тоже октава. Этот термин октава кроме своего основного значения (т.е. интервал, расстояние между нотами), также используется для обозначения или указания части фортепианной клавиатуры. В таком значении октавой назвали целую часть звукоряда, в которой принадлежат все 7 нот.

То есть — это ряд звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) тоже может называться октавой. В звукоряде фортепьяно можно насчитать 7 полных и 2 неполные октавы. Кстати, как и у звуков (нот), у октавы тоже есть свои собственные названия. Можете их не запоминать, но для полной информации напишу названия октав от самых низких до самых высоких: это субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая, третья, четвёртая и пятая октава.

октава

Полутон. Как мы уже узнали, октава состоит из 7 основных ступеней. Давайте посмотрим на фрагмент клавиатуры пианино:

октава

Выше на рисунке можете увидеть октаву. Белых клавиш ровно 7. Это ноты от (до) до (си). Но всего клавиш, включая и белых, и чёрных, ровно двенадцать. А это значит, что октава состоит из двенадцати звуков. Расстояние которое будет между двумя соседними звуками называется полутон.

Целый тон. Здесь всё просто: целый тон – считается расстоянием из двух полутонов. Посмотрите на картинку выше: расстояние от первой слева белой клавиши до следующей первой слева чёрной клавиши — это полутон. Или расстояние от крайней левой чёрной клавиши до следующей второй слева белой клавиши – тоже называется полутоном.

В итоге целый тон (или просто тон) – это расстояние между 1-й (первой) и 2-й (второй) слева белыми клавишами. Или же проще: полутоном называется расстояние до ближайшей соседней клавиши, а тон (т.е. целый тон) — расстояние через клавишу. Только не думайте выбрасывать из рассмотрения чёрные клавиши!

Подведем итоги 1 урока. Подводя итоги этого урока, мы узнали об основных свойствах звука: тембре, высоте и громкости, а также о необходимом его свойстве — это длительности звука. Узнали, что звуки составляют звукоряд и что ступени, т.е. звуки упорядочены по высоте звука. Также узнали, что такое октава и что она состоит из 7 основных ступеней (т.е. белые клавиши). Узнали что такое полутон и целый тон.

Поделиться с друзьями:
Сергей

Привет, меня зовут Сергей. Музыка для меня как хобби. Занимаюсь созданием Hip-Hop минусов в Fl Studio уже продолжительное время.

Если вам понравился этот материал, то поделись с ним с другими. Так вы поможете в развитии этого сайта и у меня будет стимул в дальнейшем развивать этот проект.

Оцените автора
( 4 оценки, среднее 5 из 5 )
Уроки в программе Fl Studio 12, 20 для создания минусов для рэпа
Добавить комментарий

  1. Виктория

    Я раньше тоже увлекалась музыкой.. Отлична статья, спасибо. Очень интересно

    Ответить
  2. Людмила

    Вот это та самая информация, которая мне нужна! Собираюсь отдать дочь в музыкальную школу и попробуем изучить азы. Вместе будем с ней учиться! Спасибо вам! Написано доступно и понятно!

    Ответить
    1. Сергей автор

      Пожалуйста

  3. zeb1955

    Спасибо авторам за замечательную статью. Азы нотной грамоты необходимо знать всем, желательно начинать изучать её с раннего детства

    Ответить
    1. Сергей автор

      Всегда рад помочь

  4. Денис

    Блин здесь легче понять чем меня учили в школе жаль конечно что её я забросил сейчас бы опять ходил ток вот времени нет ну все ровно я сейчас учусь играть на гитаре пару акордов уже знаю ну так вот все советую учится в музыкальной школе потому как это в будущем пригодится да и заработать с музыкой можно неплохо всем удачи учитесь

    Ответить
  5. Logan

    Да, надо будет почитать цикл этих статей.. Я начинающий музыкант, занимаюсь гитарой и клавишами, но до нот что то никак руки не доходят.. Вот теперь можно будет уже который раз попытаться освоить..

    Ответить
  6. Le Duy Thanh

    Это все, что мне нужно, чтобы помочь моему сыну впервые начал в музыкальном бизнесе как-то. Спасибо за эту замечательную статью. Это действительно очень полезно

    Ответить
  7. Андрей

    Когда то, еще во втором классе, это 1974 год, родители отправили меня учиться в музыкальную студию. Обучался по классу фортепияно. Но тогда, ничего не рассказывали, просто запоминали ноты и учились их читать и писать на нотном стане. Статья очень познавательная. Мне понравилась, хоть я и не стал музыкантом, но приятно было вспомнить основные понятия, без которых. увы играть не научишся.

    Ответить
  8. Влад

    Сначала я запутался там в этих всех новых выражениях,но если подумать не так уж всё и сложно.Я поперечитывал и всё понял.Надеюсь дальше не сложнее

    Ответить
  9. id242124495

    Большое спасибо!Мне так необходимы были эти знания.

    Ответить
  10. Агафон

    Благодарю премного! Очень просто и доходчиво!

    Ответить