Панорамирование и эквализация

Для чего нужно производить панорамирование и эквализацию


Всем привет! В этой статье мы разберем для чего нужно производить панорамирование и эквализацию ваших треков. Панорпамирование и эквализацию производят на стадии сведения треков для того чтобы добиться более качественного звучания песен. Также эквализацию используют и при мастеринге, но в малых количествах по сравнению со сведением.

Вообще панорамирование звука для тех, кто не знает это распределение звуковой волны в пространственном диапазоне звукового поля. Другими словами это когда звук распределяется по стерео каналам (влево, вправо, центр).

Зачем это нужно делать?

Это нужно для расширения стереозвучания (объема) и чтобы дать инструментам быть услышиными. Часто случается так, что один инструмент закрывает другой и становится непонятно, играет он или нет. В этом случае как раз поможет панорамирование. Только делать это нужно грамотно. Не нужно делать так, один до упора влево другой до упора вправо, следующий до упора опять влево, по центру, и опять до упора вправо. В этом случае звучание становится слишком широкий. Нужно знать пределы.

Эти пределы вы устанавливаете сами для себя на слух. Для примера: можно отправить на левый канал на 80 %, а правый на 40 %. Другой вариант: на левый 90%, на правый 100%. Благодаря этому, звучание будет в конкретном расположении и к тому же не будет слишком широким.

На заметку:

Каждый инструмент найдет свое место в вашем минусе, надо только постараться.

Конечно же, такие важные элементы музыки как: соло вокал, бас­, бочку, а иногда — малый барабан нужно выводить по центру. В моем случае бас я перевожу в моно, что бы он, не занимал много места в звуковом канале.

Такие элементы как бэк-вокал или мелодии на подпевку я панорамирую немного влево и вправо, определяя их местоположение по слуху. Ставлю их туда, где их будет комфортно слушать.

Хэты можно панорамировать немного вправо или оставить по центру, если его будет отчетливо слышно.

Клэпы или снейры можно оставить по центру добавив, пенка при помощи эквализации. Основной инструмент можно сделать объемнее. Сделать 2 копии и распределить один налево другой направо. Это в свою очередь расширит стереоэффект.

Все конечно не распишешь. Но главное что вы должны понять, то, что нужно панорамировать так чтобы минус был объемным и гармонично сочетающимся.

Каждый битмейкер при сведении минуса использует эквализацию. Так как это помогает добиваться лучшего звучания.

Вообще эквализацию используют:

  • Чтобы звучание было чистым и определенным.
  • Чтобы минус звучал больше и объемнее чем в реальности.
  • Чтобы инструменты находились в своих частотных диапазонах, для более лучшего сочетания друг с другом.

Давайте определим, в каких частотах определяются диапазоны слышимых частот:

  • Суб-бас – это очень низкие частоты в районе 16 – 60 герц. Такие звуки придают мощь музыке. Слишком большой подъем в этой области придаст грязное звучание. Так что непереусерствуйте.
  • Бас - играет  в диапазоне 60 – 250 герц. Высокий подъем будет сопровождаться тем, что музыка будет звучать гулко и бубняще.
  • Нижняя середина – их еще называют диапазон средних частот, которые лежат от 250 – 2000 герц. Обычно в этой области играют низкие гармоники большинства инструментов. Чрезмерное увеличения показателей будет сопровождаться “телефонным” характером. Если сильно поднять показатели в районе 500 – 1000 герц звук будет как медные духовые, а если слишком поднять октаву 1000 – 2000 герц, то звук будет жестяным. Чрезмерное увеличение показателей в этой части будет утомлять слух.
  • Верхняя середина – это верхняя половина среднечастотного диапазона. В этой области 3 кГц нужно оставлять место для вокала. Если сильно прибавить, то замаскируются звуки для понимании речи. Речь станет невнятной и неразлечимой. Ну а это нам не надо. Если на этой частоте инструменты прикрывают вокал, то надо будет их понизить и приподнять вокал.
  • Презенс – диапазон от 4 – 6 кГц. Он отвечает за чистоту звучания голоса и самой музыки. Повышеные показатели делают музыку ближе к слушателю. Убирание 5 кГц делает звучание более удаленным и прозрачным.
  • Бриллианс – от 6 до 16 кГц. Эти частоты отвечают за прозрачность и блеск минуса. Слишком большой подъем может сказаться на шипящие феномены у певцов.

Также для Вас я подготовил таблицу эквализации с диапазонами слышимых частот.

Таблица эквализации с диапазонами слышимых частот.

панорамирование

Можете скачать на компьютер и распечатать. Как скачать? Нажмите правой кнопкой на рисунок и в выпадающем меню нажмите “сохранить рисунок как” и сохраняйте туда, куда вам надо.

Если у вас возникли вопросы как эквализировать ваши минуса, то я вам не могу дать конкретной методики, поскольку каждая песня каждый исполнитель индивидуальны. Я могу вам написать лишь общие принципы, благодаря которым вы будете экспериментировать, и создавать свои минуса.

Общие принципы эквализации.

  • При эквализации минуса необходимо правильно все услышать и определить где возникают конфликты. Как я уже писал в статье “ про слух ”. Но только поймите меня правильно. Здесь самое главное заставить звучать звук чище и определеннее. Ну а для этого нужно, хорошо прислушаться и внимательно выслушивать конфликты в частотном диапазоне.
  • Старайтесь слушать с оптимальным уровнем громкости. Не слишком громко и не слишком тихо. Это важно для того чтобы добиться оптимальной настройки звучания.
  • Просматривайте все частоты, в котором играет инструмент, и выберите ту,  за  счет  которой  звук  становится наиболее определенным и меньше всего бубнит.
  • Настраивайте уровень среза частот по вашему вкусу, только помните, что если уберете много, то тон может стать искаженным.
  • При добавлении остроты повышайте средние частоты. Повышайте по 1 дБ по мере необходимости.
  • Хотите добавить яркости, то поднимайте высокие частоты в районе от 5 до 10 кГц.
  • Убирайте низкие частоты от 0 до 16 Гц у всех инструментов, так как они не воспринимаются слухом человека.
  • Если необходимо прибавить блеска то увеличьте частоты от 10 до 15 кГц.

Таблица эквализации частот инструментов.

эквализацию

Общий совет по эквализации:

Если урезаешь, урезай узкой полосой. Если поднимаешь — поднимай широкой. Хочешь пока­зать — урезай низы. Хочешь, чтобы слилось с миксом — срезай верх.

На этом пока все по теме панорамирования звука и эквализация. Будьте в курсе наших статей. Подписывайтесь, оставляйте комментарии и не забудьте твитнуть.